Поиск по сайту:


ТЕЛЕВИДЕНИЕ  1 2 3 4 »
Добавить статью

Функции тележурналистики
Князев А. А.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ Назначение всех средств массовой информации ... [читать]

Сценарии
А. Тарковский
«Я не представляю себе, как можно снять картину по чужому сценарию. Ес ... [читать]

Спецрепортаж
Чем, по вашему мнению, специальный репортаж отличается от обычного репортажа? Каковы его основные характеристики? [читать]

Памятка режиссеру
Предположим, сюжет строится по такой схеме: 1. Закадровый текст. 2. ... [читать]


   Добавить статью

PR  1 2 3
Добавить статью

Как провести PR кампанию
http://eraznaniy.ru
Ниже приведены первоочередные шаги по налаживанию PR деятельности вашей компании. [читать]

Подготовка PR-кампании
Елена Абрамова
Позитивная репутация — один из основных факторов инвестиционной привлекательности. Если акции компании обращаются на рынке акций, то использование PR-инструментов будет способствовать росту ее капитализации, т.к. на рынке ценных бумаг ничто не ценитс [читать]

PR-текст
Источник: realcoding.net PR – Public Relations. Связь с общественн ... [читать]

Public relations в России и за рубежом
Анализ определений "паблик рилейшнз" "Паблик рилейшнз" (ПР) (public r ... [читать]


   Добавить статью

КАК ИЗУЧИТЬ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
А. С. Прутченков

Введение
Хорошо информированный человек стоит двух.
Французская пословица


Ваша работа, не претендуя на масштабное социологическое исследование, тем не менее должна опираться на методологию и методику социологической науки.

Социологию можно сравнить с широким окном в реальный мир человеческих от-ношений и жизнь общества. Внимательно всматриваясь в него, мы можем глубже понять себя и окружающих нас людей, подумать, как улучшить свою жизнь и жизнь всего общества.

По определению ведущего социолога В.А. Ядова: "Социология есть наука о ста-новлении, развитии и функционировании социальных организаций и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и обществом, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения (Ядов В.А. Размышления о предмете и перспективах социологии//Социологические исследова-ния, 1990, № 3, с.14).

Социологов интересуют социальные явления и процессы, происходящие как в от-дельных группах, коллективах, регионах, так и в социальных слоях, в обществе в це-лом. Исследование социальных отношений на различных уровнях дает возможность обнаружить закономерности развития общественных систем и, что самое важное — предсказать основные тенденции их дальнейшего изменения, то есть, в определенном смысле, предвидеть будущее.

Социология формулирует практические рекомендации, позволяющие более эф-фективно управлять развитием общества и отдельных коллективов.

Социологическое исследование помогает решать социальные проблемы отдель-ной территории, что является основной целью любого социального проекта межре-гиональной общественной Организации детей и молодежи.

Социологическое исследование включает несколько этапов:
•подготовка исследования: составление его программы, разработка инструментария (анкеты, вопросы для интервью);
•сбор первичной социологической информации (анкетирование, интервьюирова-ние);
•обработка полученных материалов;
•анализ полученных эмпирических данных и оформление выводов исследования.

Все этапы социологического исследования логически взаимообусловлены и взаимосвязаны, поэтому нельзя приступать к очередному этапу, если до конца каче-ственно не выполнен предыдущий, так как полученный ранее материал является ос-новой для последующих действий.

А теперь кратко охарактеризуем все четыре этапа.

1. Подготовка исследования. Составление программы исследования, включаю-щей формулирование его цели, задач, гипотез, а также разработка анкеты. Кроме то-го, решаются организационные вопросы. Если исследование будет проводиться в ка-ком-либо коллективе, то устанавливаются контакты с его руководителем. Если пла-нируется масштабное исследование с охватом большого количества опрашиваемых, например, нескольких сотен жителей города, то формируется рабочая группа, которая будет этим заниматься. На этом же этапе решаются другие вопросы (более подробно о Программе социологического исследования см. Прил. № 1).

2. Сбор первичной социологической информации. Сбор материалов о той про-блеме, которая является предметом социологического исследования. Первичная ин-формация может быть представлена в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, записи исследователя в карточках наблюдения, аудио- и видеозаписи и др.). Массив этой информации зависит от масштаба проводимого ис-следования.

3. Обработка данных. Полученный материал обрабатывается вручную или на компьютере в соответствии с разработанной программой исследования. Если предпо-лагается ручная обработка, то заранее готовятся вспомогательные таблицы (матрицы и другой инструментарий, облегчающий процесс обработки материалов). Если для обработки данных будет использован компьютер, нужна специальная программа, в соответствии с которой оформляются как первичные документы (тексты анкет), так и промежуточные — с помощью которых информация кодируется для ввода в компью-терную программу или базу данных.

4. Анализ данных и оформление выводов. После обработки материала, полу-ченные результаты оформляются в виде документов, отчетов, таблиц и т.д. Затем они анализируются и делаются соответствующие выводы, которые могут быть оформле-ны в виде статьи в периодическую печать, докладной записки в соответствующее ве-домство, научного отчета и т. д. Выводы не должны быть самоцелью, главное — практические действия, которые вытекают из проведенного исследования. Это и есть социальный проект, реализуемый Молодежным Клубом.

1. Подготовка исследования


Хочешь быть умным, научись
разумно спрашивать, внимательно
слушать, спокойно отвечать.
Иоганн Лафатер, швейцарский мыслитель


Для начала сформулируйте ряд социальных проблем, актуальных для вашего ре-гиона, а затем выберите те, над которыми будете работать, осуществляя свой соци-альный проект?

Несколько практических советов:
• Пойдите в библиотеку, просмотрите газеты, справочники, а также проанализируй-те содержание документальных фильмов и телепередач, поднимающих злободневные темы, и составьте представление о том, какие вообще социальные проблемы есть в вашем регионе.
• Организуйте открытую дискуссию, в ходе которой можно выслушать всех же-лающих поделиться своим размышлениями о современных социальных проблемах разного уровня, начиная от глобальных и общероссийских до региональных и мест-ных, присущих вашему городу, поселку, селу. Все высказывания и мнения участни-ков необходимо тщательно записывать, не упуская ни одного предложения.
• Затем приступайте к выбору одной-двух социальных проблем, на решение кото-рых целесообразно направить усилия, руководствуясь следующими критериями:
- важность и острота проблемы для региона (города, поселка, села)?
- возможно ли решение в принципе?
- что реально Вы можете сделать?
- сколько времени требуется для решения данной проблемы?
- какие средства (материальные и финансовые ресурсы) нужны для ее решения?
- какими ресурсами располагаете Вы?
• После отбора 2-3 наиболее актуальных проблем, в решение которых Вы можете внести свою лепту, следует приступить к формулировке разных вариантов названия этих проблем. Это необходимо для того, чтобы выработать формулировку, с которой можно выходить к общественности для обсуждения.

Что такое анкета?

Теперь остановимся на таком важном моменте, как составлении анкеты или во-просника для интервью, которые помогут изучить мнение жителей города о социаль-ных проблемах, выбранных в качестве объекта.

Для того чтобы провести опрос, необходим специфический инструментарий. Со-ставить опросный лист не так просто, как кажется на первый взгляд. Многие считают, что написал один вопрос, второй, третий ... — и анкета готова. Процесс созда-ния анкеты можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Только упорядо-ченная гамма звуков будет давать стройную мелодию. При составлении анкеты, не-обходимо соблюдать правила и принципы ее конструирования, а также знать особен-ности разных видов вопросов, уметь правильно их формулировать и рационально располагать, чтобы получить более полную и точную характеристику изучаемого объекта.

В существующих словарях, анкетой называется упорядоченный список вопросов. Рассмотрим подробнее вопрос, как следует их упорядочить.

Анкета должна состоять из трех частей:
1. Вводная; 2. Основная; 3. Паспортичка.

Вводная часть

Главная функция вводной части — пробудить желание респондента отвечать на вопросы анкеты. Она содержит:
1. Обращение (уважаемый школьник, житель, гражданин и т.д.)
2. Данные организации (учреждения), проводящей опрос.
3. Цель и задачи исследования, а так же практическое значение решения этих за-дач.
4. Значимость роли респондента для решения этих задач.
5. Гарантию анонимности (главное здесь не то, что будет или не будет фиксиро-ваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не ста-нут публичным достоянием без соответствующего его на это согласия).
6. Указание о технике заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты).
7. Выражение благодарности за сотрудничество или работу, высказываемое аван-сом опрашиваемому.

Вводная часть не должна быть большой, но обязательно ясной и понятной для респондента, мотивирующей его на участие в опросе. Эта часть небольшая по объе-му, но очень важная. От того, как составлено обращение, зависит отношение респон-дента к анкете.

Основная часть

Эта главная часть анкеты. Первыми обычно идут так называемые "контактные вопросы", основная цель которых — заинтересовать респондента проблемой, облег-чить ему процесс включения в работу. Эти вопросы должны быть сформулированы просто. Именно благодаря постановке в начале анкеты более легких вопросов респондент подготавливается к наиболее сложным, что помогает постепенно выработать навыки, необходимые для заполнения анкеты. Усложнение вопросов называется "Правилом воронки".

После контактных вопросов ставятся основные. Это самые важные и трудные во-просы. Ответы на них дают информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов должно соответствовать цели и задачам исследования.
Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой блок вопросов. Вопросы можно располагать по блокам, а можно вперемешку. Самые сложные вопросы лучше располагать в середине анкеты.

На последнем месте ставятся заключительные вопросы, основная функция кото-рых — снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что проделана серьезная и нужная работа. В связи с возможной усталостью опрашивае-мого, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т. п.

Необходимо отметить, что указанный принцип расположения вопросов — по на-растанию их сложности, а затем по мере ее убывания — имеет один недостаток. Если все вопросы логически взаимосвязаны и тема постепенно сужается, то появляется взаимовлияние предыдущих вопросов на последующие. Такое влияние получило на-звание "Эффект эха".

Паспортичка

В паспортичку включаются вопросы, отражающие социально-демографические характеристики респондента: пол, возраст, образование, профессия, семейное поло-жение. В зависимости от цели и задач проводимого исследования, количество вопро-сов может быть уменьшено или увеличено.

Правильно составить паспортичку не так просто. Нельзя переносить ее структуру из одной анкеты в другую.
Паспортичка может располагаться как в начале, так и в конце анкеты. Одни спе-циалисты считают, что если она будет находиться в начале анкеты, то у респондента появится сомнение в том, что анкетирование анонимное, тем более, если в опросе бу-дет выясняться внутреннее состояние или знания опрашиваемого. Они считают, что начинать вопросник с паспортички не только не этично, но и нецелесообразно, т. к. это может насторожить респондента и повлиять на достоверность информации, или даже оттолкнет его от заполнения анкеты.

Но, с другой стороны, начинать разговор, не представившись, то же не принято. Сначала человек говорит о себе несколько слов (то есть заполняет паспортичку), а потом уже переходит к другим вопросам. А как "снять" настороженность респонден-та? Просто предложив ему только по своему усмотрению (оговорив еще раз, что это не обязательно), заполнять строку Фамилия, Имя, Отчество или вместо этого ставить определенный код (сочетание различных букв и цифр), который будет знать только сам респондент.

Любой вежливый человек в конце общения, происходившего по его инициативе и удовлетворившего его личные интересы, выражает благодарность. Поэтому в конце анкеты желательно поблагодарить респондентов за участие в опросе. Это могут быть высказывания разного типа: "Благодарим за участие в исследовании", "Спасибо за помощь", "Благодарим Вас за то, что Вы нашли время и возможность ответить на во-просы нашей анкеты" и т. п.

В конце анкеты можно поставить вопрос о самом опросе. Например: "Насколько важным Вы считаете проведение данного опроса?" А также предложить участвовать в последующих исследованиях общественного мнения.

Проверка анкеты

После того как составлена анкета, ее необходимо проверить на соответствие оп-ределенным требованиям. Приведем некоторые из них.

Проверка формулировок вопросов
• Следует избегать неясных формулировок, специальных терминов. Если такие есть, их необходимо объяснить или заменить.
• Система используемых категорий должна быть понятна всем респондентам.
• Вопросы не должны содержать установок. Пример: "Чем Вам не нравится однообразная работа, наверное тем, что не заставляет думать...".
• Если вопрос связан с оценкой не одобряемого в обществе поведения или деятель-ности, надо дать понять респонденту, что ответ не вызовет осуждения. Для этого ис-пользуйте примерное такое начало вопроса: "Одни считают, что..., другие считаю, что... А как Вы считаете?".
• Не следует допускать, чтобы конструкция вопроса склоняла опрашиваемого к от-вету. "Вы ведь не думаете?... — Нет, не думаю …, "Разве Вы не хотите ...? — Да, хочу …".
• Если на один вопрос много вариантов ответов, то их нужно разделить на темати-ческие блоки и вместо одного вопроса задать несколько.
• При ответе на вопрос обычно внимание респондента фиксируется на первом и по-следнем варианте ответа с перевесом на первый и больше всего положительных вы-боров приходится на него. Поэтому, если есть возможность, то располагайте вариан-ты не последовательно, а в случайном порядке.
• Чтобы повысить достоверность ответов, необходимо обеспечить респонденту воз-можность уклониться от них. Используйте варианты ответа: "Затрудняюсь ответить".
• Проверить закрытые вопросы (то есть с конкретным перечнем ответов). Их целе-сообразно превратить в полузакрытые, дав возможность респонденту дописать свой вариант ответа.
• Вопросы не должны задевать самолюбия, достоинства респондента, каких-то его престижных представлений. "Почему
Вам не нравится работа …. (далее указывается конкретный государственный или общественный орган или человек?" Такого типа вопросы лучше не использовать. Респондент может негативно отреагировать на такой вопрос, и его мнение будет искажено. Попросите его оценить работу нескольких ор-ганизаций, например, по 5-балльной шкале. Разумеется, респондент должен иметь представление о деятельности этих организаций.
• Необходимо орфографически и стилистически правильно оформить вопросы. Для этого попросите проверить их текст кого-то из старших, компетентных в филологии лиц.

Проверка композиции анкеты
Необходимо проверять не только отдельные вопросы, а всю композицию анкеты и ее графическое оформление. Вот основные требования:
• Ясность объяснения респонденту техники ответов на вопросы.
• Более простые ("контактные") вопросы в начале анкеты, в середине — наиболее сложные и содержательные, в конце — опять простые.
• Использование переходных (буферных) вопросов для перехода от одного блока вопросов к другому.
• Основные и контрольные вопросы лучше не располагать друг за другом. Если респондент поймет, что ему не доверяют и проверяют, то это может отразиться на достоверности последующей информации.
• Если есть подозрение, что не все респонденты достаточно компетентны в каком-то вопросе или что они не все относятся к той группе, для которой предназначен вопрос, то надо поставить вопрос-фильтр, имеющий указатель перехода для разных групп респондентов. Например, "На следующий вопрос отвечают только пенсионеры".
• Не следует задавать вопросы, которые превышают возможности памяти респон-дентов. Это могут быть события, которые давно произошли, или которые хотя и име-ли место недавно, но для респондента не играли принципиальной роли и поэтому бы-ли забыты. Например, вопрос: "Напишите фамилию депутата Вашего района" поста-вит в тупик многих респондентов не только младшего возраста. Вместе с тем, этот вопрос, заданный сразу после выборов, в известной мере выявляет активность элек-тората.
• Нельзя допускать скопления однотипных вопросов (ряд альтернативных, закры-тых, открытых вопросов или вопросы табличной формы и т. п.). Это приводит к утомлению респондента, вызывая ощущение монотонности. В этом случае надо шире использовать все многообразие возможных типов вопросов.
• В социологии существует понятие компетентности общественного мнения. На-пример, не следует спрашивать о проекте того или иного закона, если он не опубли-кован, или о тех явлениях, с которыми респондент не сталкивался.

Проверка графического оформления анкеты
• Шрифт текста не должен быть "слепым", то есть трудно читаемым (иначе многие респонденты, прежде всего слабовидящие не ответят на анкету).
• Текст вопроса и возможные варианты ответов на него лучше печатать разным шрифтом, выделяя вопрос более крупным или жирным шрифтом, а варианты ответов — курсивом, то есть наклонным шрифтом или более мелким.
• Пояснения к смысловым вопросам лучше также набрать особым шрифтом, чтобы респондент обратил на них внимание.
• Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть достаточно чистых строк. Не стоит на этом экономить бумагу, респонденту может не хватить места для ответа.
• Вопросы в табличной форме рекомендуется разлиновать, чтобы при ответе на них у респондентов не возникло путаницы. Это облегчит и обработку ответов на эти во-просы.
• На респондента влияет и длина текста вариантов ответов. Необходимо графически уравновесить, проставив ряд точек, продлив строки с короткими ответами.
• Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.

Внимание! Чтобы окончательно оценить качество составленной анкеты, необхо-димо провести пробное (или пилотное) исследование. Для этой цели достаточно оп-росить небольшую группу людей. Проведение пробного исследования помогает уточнить понятность формулировок и содержание вопросов, полноту набора вариан-тов ответов, а также последовательность их расположения.

Проверка позволяет не только выявить и исключить лишние вопросы, которые являются общеизвестными или не имеющими прямого отношения к исследуемой проблеме, но и определить, какие вопросы будут наиболее сложными для респонден-тов. Постарайтесь сделать их более доступными.

Помните, что качественно разработанная анкета — необходимое условие успеш-ного проведения исследования общественного мнения.

[center]2. Сбор первичной социологической информации
(проведение анкетирования)[[/center]/b]

Социологи, проводя свои исследования, делают специальную выборку. Они оп-ределяют, сколько людей из разных демографических и социальных групп нужно оп-росить, чтобы судить о мнении всего населения на данной территории.

Пропорции лиц мужского и женского пола должны соответствовать их долям среди населения. И так по многим показателям: возраст, социальное положение, об-разование, длительность проживания в данном городе и т.д.

Это очень важный вопрос, так как если вы опросите мало людей или людей одной категории, например, молодежь, то ваши выводы не будут отражать мнение жителей города. Следовательно, ваш проект не будет иметь реальной социальной опоры.

А если вы будете стараться опросить как можно больше, то:
• потратите огромное количество времени (а также бумаги и других материалов) и затянете социологическое исследование на несколько месяцев или даже лет;
• у вас не будет возможности для организации и реализации самого социального проекта, ради которого и проводится изучение мнений жителей города.

А теперь о самой процедуре опроса.
Если у Вас есть возможность провести письменный опрос, то растиражируйте текст анкеты на ксероксе (или с помощью другой современной множительной техни-ки, например, принтер, ризограф и проч.).

Предложите заполнить ее родственникам, друзьям, соседям, попросите их во-влечь в опрос своих знакомых.

Желательно, чтобы бланк с вопросами заполняли при Вас, иначе люди могут от-ложить это дело "в долгий ящик" и шанс получить свою анкету назад у вас будет очень небольшим.

Если у вас нет средств размножить анкету, проведите устный опрос. Для этого сделайте шаблон или макет опросного листа и ставьте на нем отметки о получаемых от респондентов ответах. Затем подсчитайте их число.

Если Вы решили проводить опрос на улице, не делайте этого в одиночку. Подой-дя к потенциальному респонденту, представьтесь, как члены Молодежного Клуба, на-зовите свои имена, объясните цель проводимого опроса.

Попросите человека уделить Вам несколько минут. Будьте внимательны к тем, кто согласился потратить свое время на ответы.

Учитесь вежливо и тактично общаться с людьми. Помните, что анонимная форма опроса повышает искренность ответов, поэтому еще раз подчеркните, что фамилию и имя указывать необязательно.

Когда будете изучать мнение окружающих, то не подсказывайте, не задавайте на-водящих вопросов, не комментируйте. Ведь Вам важно выяснить именно их точку зрения.

Суждения людей могут быть очень субъективными. Возможно, они не распола-гают необходимой информацией или имеют свои интересы. И это надо иметь в виду.

Если у человека возникают вопросы по тексту анкеты, непонятен какой-либо конкретный пункт, спокойно и терпеливо объясните, что означает то или иное слово или все предложение. Помните, что у всех людей разный уровень образования и об-щей подготовки.

Не забудьте поблагодарить за работу над анкетой (или за взятое интервью) всех, кто принял в этом участие.

Если с Вами будут невежливы или откажутся отвечать на вопросы анкеты (разго-варивать во время интервью), не переживайте — люди разные, им может быть неко-гда или плохое настроение. Нужно быть готовым и к этому. Извинитесь и пригласите принять участие в анкетировании (интервью) в следующий раз.

3. Обработка данных

Полученный в ходе анкетирования материал необходимо обработать, то есть сис-тематизировать содержание ответов в соответствии с программой исследования.

Если проводится ручная обработка информации, то следует заранее приготовить вспомогательные таблицы и матрицы, использование которых значительно ускоряет и облегчает процесс обработки первичных материалов.

Обычно суммируют ответы по каждому пункту анкеты и вычисляют их процент от числа опрошенных. Проценты рассчитываются не менее чем от 100 человек, деся-тые процента — от 1000 и более человек.

Если Вы хотите изучить мнение разных категорий респондентов, то подготовка к опросу и обработка результатов будет сложнее. Лучше выполнять ее на компьютере, однако нужно предварительно составить или приобрести специальную программу, которая систематизирует введенные в компьютер данные по заданным критериям.

Компьютерная технология диктует соответствующую форму анкеты, в которой респондент будет отмечать свои ответы. Это облегчает кодирование информации и ее ввод в компьютерную базу данных.

4. Оформление выводов

Подчеркнем, что Вам не следует, опросив небольшую группу людей, обобщать результаты, считая, что выявлено мнение всего населения. Но, тем не менее, вы полу-чили представление о том, что думают респонденты, и можете использовать полу-ченные данные. Например, вы направляете письмо в какую-либо инстанцию и как аргумент отмечаете, что 2/3 из трехсот опрошенных Вами граждан считают следую-щее…

Но вернемся к оформлению выводов. На этом этапе обработанные и системати-зированные данные представляются в виде различных документов, отчетов, таблиц и т.д. Такой способ подачи информации облегчает анализ обобщенных материалов и помогает сделать выводы.

Кроме того, полученные после обработки социологические материалы, могут быть отражены в статьях в городские газеты, докладных записках в соответствующий Комитет местной администрации или иные ведомства. Возможен вариант научного отчета вашей группы и т. д.
Посылая данные опросов в те или иные инстанции, используя их во время пере-говоров, обязательно укажите, сколько человек опрошено и как распределились отве-ты (в процентах к числу опрошенных).

Очень важно оценки жителей, полученные с помощью анкет или интервью, до-полнять объективной информацией.
Помните, что полученные выводы не должны стать целью социологического ис-следования, то есть вся проделанная работа, это лишь начало реализации конкретного социального проекта, направленного на изменение (улучшение) социальной ситуации в вашем родном городе, регионе.

Заключение

Человека нельзя переубедить, заставив его замолчать.
Джон Морли, английский психолог

Вот мы и рассмотрели основные вопросы подготовки исследования мнения жите-лей территории, которое может быть проведено членами Молодежного Клуба межре-гиональной общественной Организации детей и молодежи.

Исследование — не самоцель, это лишь инструмент для реализации социального проекта, направленного на улучшение жизни местного сообщества.

Посмотрите материалы приложений. В них вы найдете практические советы для составления программы исследования, определения объема выборки предполагаемо-го опроса, формулирования вопросов, которые могут быть использованы при состав-лении анкеты, а также для обработки, анализа и интерпретации полученных данных.

И давайте всегда помнить один из лозунгов американской школы управления: "Проблема дается нам не для жалоб, а для решения!"

Рекомендуемая литература
Не довольствуйся поверхностным взглядом.
Марк Аврелий, римский философ

1.Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. Учебно-методическое пособие. — М.:Наука, 1993. — 352 с.
2.Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. — М.: Изд.-во МГУ, 1988.
3.Давидюк Г. П. Прикладная социология. — Мн.: Выш. школа, 1979. — 224 с.
4.Долкарт Э. И. Социология, социология, социология... — Т.: Узбекистан, 1989. — 88 с.
5.Как провести социологическое исследование. Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Ше-реги. — М.: Политиздат, 1990. — 288 с.
6.Комозин А. Н., Кравченко А. И. Популярная социология. — М.: ИПО Профиздат, 1991. — 208 с.
7.Краткий словарь по социологии (Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина; Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова.—Политиздат, 1989. — 479 с.
8.Новикова С. Методика составления социологической анкеты. — М.:МПА, 1993. — 58 с.
9.Орлик Е. Н. Социологический минимум для инженера: Текст лекций. — Влади-мир, 1992. — 59 с.
10.Практикум по прикладной социологии. Под ред. Б. В. Князева. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 260 с.
11. Рабочая книга социологи. — М.: Наука, 1983.
12. Шаленко В. Н. Программа социологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 68 с.
13. Шарков Ф. И. Краснов П. С. Беседы с начинающим социологом. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. — 118 с.
14. Шереги Ф. Э. Веревкин Л. П. Подготовка и проведение социологического иссле-дования: (Методическое пособие.) — Ашхабад, 1985. — 127 с.
15. Фомичева И. Д. Методика конкретных социологических исследований и печать. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 105 с.
16. Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. — М.: Изд-во Самарский университет, 1995. — 239 с.

КОММЕНТАРИИ
 
 
Добавить комментарий:
Ваше имя:

Ваш E-mail:

Введите код:
Защитный код
Текст сообщения:



ГАЗЕТА  1 2 3
Добавить статью

Спиндоктор
Во второй половине XX столетия – и особенно на рубеже XX и XXI вв. – з ... [читать]

Как написать хороший текст
Не перегружайте своего читателя. Делайте предложения короткими. Пользу ... [читать]

СОВЕТЫ ЯНА ЧИХОЛЬДА
Представляю вашему вниманию советы Яна Чихольда, которые были напечата ... [читать]

СПОСОБЫ ПЕЧАТИ
1. Офсетная печать. Она очень похожа на технологию оттискивания штам ... [читать]


   Добавить статью

РАЗНОЕ  « 5 6 7
Добавить статью

Как написать эффективный пресс-релиз
http://www.nestor.minsk.by/
Данное пособие призвано помочь вам в написании пресс-релизов, плюс, со ... [читать]

Права журанлиста
Надо знать свои и права и уметь их защищать. Особенно нам - журналистам. [читать]

Этический кодекс телерадожуранилистов BBC
Одной из главных причин всемирно признанной репутации Би-Би-Си в облас ... [читать]

Как изучить общественное мнение
А. С. Прутченков
Введение Хорошо информированный человек стоит двух. Французская посл ... [читать]


   Добавить статью







[фото] [отдых] [школа] [переполох] [про жизнь] [библиотека] [творчество] [дела и подвиги]